Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
много такого, что об этих предметах написали, как бы
из снисхождения, великие и божественные мужи, находя
это необходимым для пользы, и в чем они требовали веры
к себе со стороны тех, для чьих душ, более тупоумных
или более занятых житейскими делами, другого средства
к спасению быть не могло. Такие люди, которых в обществе
всегда большинство, если желают постигать истину разумом,
весьма легко одурачиваются подобием разумных выводов
и впадают в такой смутный и вредный образ мыслей, что
отрезвиться и освободиться от него или не могут никогда,
или же могут, но только самым бедственным для себя
путем. Таким полезнее всего верить превосходнейшему
авторитету и соответственно ему вести жизнь. Если ты
считаешь, что это безопасней, я не только не возражаю
против этого, а даже весьма одобряю. Но если ты не
можешь обуздать в себе того страстного желания, под
влиянием которого решился дойти до истины путем разума,
ты должен терпеливо выносить многие и длинные око-
личные пути, чтобы вел тебя тот разум, который один
только может быть назван разумом, т. е. разум истинный;
и не только истинный, но и точный, и чуждый всякого
подобия ложности (если только возможно для человека
каким-либо образом достигнуть этого), так чтобы тебя не
могли отвлечь от него никакие рассуждения ложные или
истиноподобные.
Еводий. Я уже не хочу торопиться. Пусть делает свое
дело разум и ведет как хочет, лишь бы только привел.
Глава VIII
Августин. Это устроит Бог, которому следует молиться
или о таких только вещах, или о них по преимуществу.
Но возвратимся к начатому делу. Тебе уже известно, что
такое линия и что такое фигура. Поэтому я попрошу тебя
ответить мне на такой вопрос: думаешь ли ты, что может
образоваться какая-либо фигура, если продолжать линию
с той или с другой стороны до бесконечности?
Еводий. Полагаю, что это невозможно.
194