Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Августин. В таком случае эту чистую и простую долготу
мы назовем, если угодно, линией: этим именем ее обык-
новенно называют ученые.
Еводий. Называй как хочешь. Я не забочусь о названиях,
» коль скоро ясен сам предмет.
Августин. И прекрасно делаешь: я не только одобряю,
но и убеждаю, чтобы ты всегда заботился более о вещах,
чем о словах. Так если эту линию, которую ты уже хорошо
себе представляешь, протянуть в одну или обе стороны,
насколько можно протянуть ее в длину, — ты увидишь,
что у нее нет конца. Или твоя мысль не в состоянии
дойти до такого представления?
Еводий. Представляю.
Августин. В таком случае ты также видишь, что не
может выйти никакой фигуры, если не делать ничего,
кроме протягивания линии.
Еводий. Что ты называешь фигурой, я пока не понимаю.
Августин. Фигурой в данном случае я называю то, когда
известное пространство бывает заключено в линии или в
линиях, как, например, если ты рисуешь круг или соеди-
няешь концами четыре линии, так что ни один конец
какой-либо из них не остается не соединенным с концом
другой.
Еводий. То, что ты называешь фигурой, я как-будто
уже вижу перед собою, но ума не приложу, к чему это
ты клонишь и что намерен из этого сделать, чтобы дать
мне искомое знание о душе.
Глава VII
Августин. Я с самого начала предупреждал тебя и просил
терпеливо отнестись к некоторой околичности наших рас-
суждений. Прошу и теперь о том же. Предмет исследуется
немаловажный и нелегкий для познания, а мы желаем
узнать его и овладеть им вполне. Ведь иное дело, когда
мы верим авторитету, и иное — когда разуму. Вера в
авторитет весьма сокращает поиски и не требует особого
труда. Если она тебе нравится, ты можешь прочитать
193