Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ным образом сомневаться в том, что я предполагал уже
доказанным.
Августин. Скажи мне, пожалуйста: то, что называется
памятью, не кажется ли тебе пустым именем?
Еводий. Кому же так может казаться?
Августин. Считаешь ли ты ее принадлежностью души,
или тела? *
Еводий. И в этом сомневаться смешно. Разве можно
верить или быть убежденным, что бездушное тело что-
нибудь помнит?
Августин. Помнишь ли ты город Медиолан?
Еводий. Конечно.
Августин. Так как мы о нем теперь вспомнили, то ты
припоминаешь, конечно, как он велик и каков он?
Еводий. Разумеется, припоминаю.
Августин. Стало быть, не видя его в настоящее время
глазами, ты видишь его душой?
Еводий. Совершенно верно.
Августин. Полагаю также, что ты помнишь, каким
большим пространством областей он в настоящее время
отделен от нас?
Еводий. Помню и это.
Августин. Итак, ты видишь душою и само расстояние.
Еводий. Вижу.
Августин. Но если душа твоя находится здесь же, где
и тело, и не простирается далее его объема, как было
доказано вышеприведенным заключением, то как проис-
ходит, что она все это видит?
Еводий. Полагаю, что это делается при помощи памяти,
потому что сама душа не присутствует в тех местах.
Августин. Следовательно, в памяти содержатся образы
тех мест?
Еводий. Думаю, что да: потому что я не знаю, что в
настоящее время делается там, а я бы непременно это
знал, если бы моя душа простиралась даже до тех мест
и чувствовала, что там происходит в настоящее время.
Августин. Ты, на мой взгляд, говоришь истину, но
действительно ли образы эти суть образы тел?
190