Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Августин. Я называю высотой измерение, которым опре-
деляется внутреннее содержание тела, мыслимое или ощу-
щаемое, если тело прозрачно, как стекло, ибо если ты
отнимешь это у тел, то они, — по крайней мере таково
мое мнение, — не смогут быть ни ощущаемы, ни вообще
признаваемы за тела. Итак скажи, что ты думаешь по
этому предмету.
Еводий. Я нисколько не сомневаюсь, что все тела
обладают высотой.
Августин. Ну, а как ты думаешь, эти три измерения
существуют только в телах?
Еводий. Не понимаю, как могли бы они существовать
в чем-либо другом.
Августин. Стало быть ты думаешь, что душа есть не
что иное, как тело?
Еводий. Если мы и ветер признаем за тело, то я не
могу отрицать, что, по моему мнению, и душа есть тело:
я представляю ее себе чем-то в этом роде.
Августин. Я согласен, пожалуй, что ветер есть тело в
том смысле, в каком и волна, если бы ты спросил о ней.
Ибо мы чувствуем, что ветер — это воздух, приведенный
в движение; в спокойном и защищенном от всяких ветров
месте это можно доказать маленьким опахалом, которым
мы, даже прогоняя мух, колеблем воздух и чувствуем
дуновение. Когда же это происходит в силу более тайного
движения тел небесных или земных на большом прост-
ранстве мира, то называется ветром, который носит раз-
личные имена по различным странам неба. Или тебе это
кажется иначе?
Еводий. Мне ничего не кажется, и то, что ты говоришь,
я нахожу вероятным; но я сказал, что душа есть не сам
ветер, а нечто в этом роде.
Августин. Ты скажи мне прежде, думаешь ли ты, что
ветер, о котором ты упомянул, имеет какую-либо длину,
ширину и высоту? Затем мы посмотрим, есть ли нечто в
том же роде и душа, чтобы мы могли таким же образом
исследовать и ее величину.
188