Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/19"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
И, заметь, такого рода заблуждения — самые распрост-
раненные, под твое же определение они не подпадают. А
вот другой пример. Некто, допустим, хочет попасть в
Александрию, знает кратчайший туда путь и этим путем
направляется. Он ведь не заблуждается, не так ли? Но на
пути ему встречаются различные препятствия, путешествие
затягивается и он в дороге умирает. Разве он не всегда
искал и никогда не находил, тем не менее, в чем же он
заблуждался?
— Он не всегда искал, — возразил Тригеций.
— Верно, — ответил Лиценций, — твоя правда. Но
именно поэтому твое определение никуда и не годится.
Я ведь не сказал, что блажен тот, кто всегда ищет истину.
Да это и невозможно; во-первых, потому, что человек
существует не всегда; во-вторых, — не может же он, едва
только родился, тотчас же отправляться искать истину. А
если ты полагаешь, что выражение "всегда" нужно упот-
ребить в том случае, если он не дает потеряться ни одной
минуте времени с тех пор, как уже может искать, то тебе
следует вспомнить о путешественнике в Александрию.
Представь, что кто-нибудь с того самого времени, как
возраст или занятия позволили ему отправиться в путь,
пустился в означенное путешествие, и, хоть и не сбивался
с пути никогда, однако умер прежде, чем достиг своей
цели. Ты будешь заблуждаться полагая, что заблуждался
он, хотя он и не нашел того, поискам чего посвящал все
возможное для этого время. Таким образом, не заблуждается
тот, кто совершенным образом ищет истину, пускай ее и
не находя, и блажен, поскольку живет согласно с разумом.
Твое же определение я считаю опровергнутым и спрашиваю,
неужто ты полагаешь наш спор еще не решенным?
5. На это Тригеций сказал:
— Согласен ли ты, что мудрость есть прямой путь
жизни?
Лиценций согласился, но прежде попросил определить,
что такое мудрость.
Тригеций:
— Неужели она кажется тебе недостаточно определенной
самим вопросом? Ты даже согласился с тем, чего я хотел.
16