Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
чтобы презрел все телеское и отрекся от этого мира
(который, как мы видим, суть мир телесный) тот, кто
желает явиться таким, каким он сотворен от Бога, т. е.
подобным Богу, так как для души нет другого спасения,
другого обновления, другого примирения с Творцом ее.
Поэтому сколько велика душа, — если исследовать ее в
означенном направлении,— я сказать не могу, но могу
утверждать, что она не длинна, не широка, не обладает
массой и не имеет ничего, что обыкновенно определяется
при измерении тел. Почему я так думаю? — я готов
представить тебе, если угодно, все основания.
Еводий. Мне это угодно, и я сильно этого желаю:
потому что мне кажется, что душа есть как бы ничто,
если в ней нет ничего из сказанного.
Августин. Но может быть прежде я покажу тебе, что
есть много вещей, о которых ты не можешь сказать, что
они ничто, и в которых, однако же, нет тех измерений,
каких ты ищешь в душе, так что ты увидишь, что душа
не только не есть ничто из-за того, что в ней нет ни
долготы, ни широты и проч., но, наоборот, тем ценнее
и тем значимей, что ничего этого не имеет. А потом мы
рассмотрим, действительно ли она ничего этого не имеет.
Еводий. Употребляй какой хочешь порядок и способ —
я готов слушать и учиться.
Глава IV
Августин. Прекрасное намерение. Но я хотел бы, чтобы
ты отвечал мне на мои вопросы, ведь может так случиться,
что ты уже знаешь то, чему я буду стараться тебя научить.
Полагаю, что ты не сомневаешься, что это дерево не есть
полное ничто?
Еводий. Кто стал бы в этом сомневаться?
Августин. Ну, а сомневаешься ли ты, что справедливость
гораздо лучше дерева?
Еводий. Это было бы поистине смешно: какое здесь
может быть сравнение!
186