Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/187"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
или вода, или воздух, или огонь, — я уже не нашелся
бы, что ответить. Также точно, если спросят: из чего
составлен человек, я отвечу: из души и тела, и если еще
спросят о теле, я сошлюсь на указанные четыре стихии.
Но при вопросе о душе, которая обладает своей особенной
субстанцией, я нахожусь в таком же затруднении, как если
бы спросили: из чего земля?
Еводий. Почему ты утверждаешь, что она имеет свою
собственную субстанцию, когда ты сказал, что она сотво-
рена Богом? Этого я не понимаю.
Августин. Но ведь я не отрицаю, что Бог сотворил и
землю, но при этом не могу сказать, из чего состоит
земля. Ибо земля есть тело простое именно потому, что
она — земля, и от того называется стихией всех тех тел,
которые состоят из четырех стихий. Следовательно, вы-
сказанная нами мысль, что душа и Богом создана, и имеет
некоторую свою природу, не заключает в себе противоречия.
Ведь эту особенную, ее собственную природу сотворил
сам же Бог, как сотворил Он и природу огня, воздуха,
воды и земли, из которых составляется все остальное.
Глава II
Еводий. С тем, откуда душа, т. е. что она от Бога, я
пока соглашусь, внимательно об этом поразмыслю и, если
встретится какое-нибудь недоумение, спрошу после. Теперь
прошу объяснить мне, какова она.
Августин. Мне кажется, что она подобна Богу. Ведь
ты, если не ошибаюсь, спрашиваешь о душе человеческой.
Еводий. Этого-то именно я и желал, чтобы ты объяснил
мне, каким образом душа подобна Богу, когда о Боге мы
верим, что Он никем не создан, человеческая же душа,
как ты сам сказал выше, создана Богом.
Августин. Как, ты полагаешь, что Богу трудно было
создать нечто подобное Себе? Разве ты не видишь, что
это по силам даже нам, причем в самых разнообразных
видах?
184