Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/181"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
что-нибудь, если не для того, чтобы оно было по воз-
можности одним? Итак, и в различении, и в объединении
я желаю единства и люблю единство. Но когда различаю,
имею целью очистить, когда объединяю — возвратить к
первоначальному виду. В первом случае устраняется чуждое,
в последнем — соединяется свое. Чтобы камень был
камнем, все части его и вся его природа сплочены в одно.
А дерево разве не перестанет быть деревом, если не будет
одним? А члены и внутренности какого-либо животного
и все, из чего они состоят? — ведь если единство их
подвергнется разделению, животное перестанет быть живо-
тным. И что такое друзья, как не люди, стремящиеся
быть одним? — и чем более они одно, тем более они
друзья. Народ составляет одно государство, для которого
разномыслие в высшей степени опасно. А что такое
разномыслие, как не отсутствие единомыслия? Из многих
воинов составляется войско, и не всякая ли армия тем
грозней, чем более сплачивается в одно? Отсюда и самое
сплочение в одно названо cuneus*, как бы — couneus
(соединение). Что такое любовь, как не желание быть
единым с тем, кого любишь? И самая страсть тем и
доставляет наслаждение, что любящие друг друга тела
соединяются в одно. Из чего возникает скорбь? Из того,
что бывшее одним расторгается. Поэтому-то вредно и
опасно быть соединенным с тем, что может отделиться.
19. Из множества предметов, прежде хаотично разбросан-
ных, но потом собранных вместе по одному чертежу, я
строю дом. Сама я лучше его, поскольку я делаю так,
что он получает бытие; я лучше постольку, поскольку я
делаю; несомненно поэтому, что я лучше дома. Но поэтому
я еще не лучше ласточки или пчелы; ибо и первая
мастерски строит гнезда, а последняя — соты; но я потому
лучше их, что я животное, одаренное разумом. Но если
в правильно проведенных измерениях проявляется разум,
то разве то, что птицы строят, соразмерно менее искусно
и менее точно?
* Cuneus — часто используемое римлянами клинообразное построе-
ние войска в сражениях.
178