Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
производить исследование в вышеизложенном порядке на-
учных занятий, или не производить никаких вовсе.
18. А чтобы кто-нибудь не подумал, что требования
наши слишком строги, я скажу яснее и короче следующее:
„ никто не должен домогаться познания означенных пред-
метов без оного, как бы двойного знания: умения правильно
рассуждать и знания силы чисел. Если же кто считает и
это слишком многим, пусть получше изучит одни числа
или одну диалектику. А если и это представляется ему
безмерным, пусть знает только в совершенстве, что такое
единица в числах и какое она имеет значение, не в
отношении к высшему закону и высшему порядку всех
вещей, но в отношении к нашим обыденным мыслям и
действиям. Ибо этот род знания составляет уже предмет
самой философии; и философия ищет в нем также единства,
но более возвышенного и более божественного. Два вопроса
составляют предмет ее исследования: один о душе, другой
о Боге. Первый приводит нас к познанию самих себя,
другой — к познанию нашего происхождения. Тот приятнее
нам, этот дороже, тот делает нас достойными блаженной
жизни, а этот — блаженными. Первый — предмет иссле-
дования для учащихся, последний — для уже ученых.
Таков тот порядок упражнений в мудрости,' посредством
которого каждый делается способным к пониманию порядка
вещей, т. е. к познанию двух миров и Самого Отца
вселенной, о Котором в душе нет другого познания, кроме
знания, каким образом она не знает Его.
Итак, держась порядка, преданная уже философии душа
прежде всего изучает саму себя; и когда это изучение
убедит ее, что разум — ее принадлежность, или что она
сама есть разум, а в разуме нет ничего лучше и могу-
щественнее чисел, или сам разум есть ничто иное, как
число, она скажет тогда сама себе следующее: "По неко-
торому моему внутреннему и тайному движению я могу
то, что подлежит изучению, различать и объединять, и
эта моя сила называется разумом. Но что иное может
подлежать различению, как не то, что считается одним,
но не есть одно, или в действительности не так единично,
как считается? С другой стороны, для чего и объединять
177