Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
О прочих этого рода науках я скажу следующее. Если
ты в глубине своей души их презираешь, то насколько,
как сын, смею и насколько ты позволишь, прошу тебя,
сохрани твердо и бережно ту свою веру, которую получила
от досточтимых таинств, а затем оставайся твердой и
бдительной в этой жизни и нравственности. Но при этом
суди осторожно о предметах темных, и в то же время
божественных, например: каким образом Бог и ничего
злого не творит, и притом всемогущ; откуда столько зла;
во имя какого блага Бог сотворил мир, нужды в котором
он не имел; всегда ли существовало зло или началось во
времени, и если существовало всегда, то существовало ли
по установлению Божию, а если существовало оно, то
существовал ли всегда этот мир, в котором это зло по
божественному порядку господствует; если же мир с некоего
времени начал свое существование, то каким образом,
прежде чем он стал быть, Божия власть управляла злом;
и какая нужда была творить мир, чтобы заключить в него,
в наказание душам, зло, которое уже сдерживала власть
Божия; а если было время, когда зла под властью Божией
не было, то почему вдруг случилось то, чего не случалось
в предшествующие вечные времена. Ибо утверждать, что
у Бога явилось новое решение, не скажу нечестиво, но
— в высшей степени нелепо. Если же мы скажем, что
зло было для Бога неудобно и как бы страшно, как
думают некоторые, то никакой ученый не удержится от
смеха, а всякий неученый рассердится. Ибо какой вред
могла причинить Богу эта невесть какая природа зла?
Если скажут, что она причинить его не могла, не будет
причины для творения мира, а если скажут, что могла,
будет непростительным преступлением полагать, что Бог
может подвергаться растлению так, по крайней мере, чтобы
не предохранил своею силой от повреждения своего соб-
ственного существа. Ведь признают же они, что душа при
подобных условиях подвергается наказаниям, и в то же
время между существом ее и существом Божиим не хотят
видеть совершенно никакого различия. Итак, обо всех
этих и других такого же рода предметах или должно
176