Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
уже, что самые числа постигает тот, кто достаточно изучает
упомянутый ряд наук, располагая для этого известными
умственными дарованиями, пользуясь досугом в силу своего
возраста или каких-либо счастливых обстоятельств и имея
особо горячую ревность к занятиям. Ибо, хотя все эти
свободные искусства изучаются частью для житейского
употребления, частью для познания и созерцания вещей,
приобрести в них опытность весьма трудно, за исключением
того, кто, будучи одарен отличными способностями, пос-
вятит себя непрерывным и постоянным занятиям ими с
самого детства.
17. А что из этих наук нужно для нашего вопроса, то
пусть не пугает тебя, мать, что это некий неизмеримый
лес предметов. Ибо из всего будут выбраны весьма не-
многие, но веские, и хотя для понимания многих трудные,
но для тебя, мать (ибо твой ум открывается мне ежедневно
все с новых и новых сторон, да и твоя душа в силу ли
возраста, или удивительного воздержания чуждая всяких
мелочей, глубоко сосредоточена сама в себе), тем более
легкие, чем труднее они для малоспособных и проводящих
жалкую жизнь. Конечно, я бы грубо солгал, если бы
сказал, что ты легко усвоишь речь, чуждую погрешностей
в выговоре и языке. Ибо и меня самого, которому было
весьма необходимо изучать это, италийцы еще упрекают
за произношение многих слов: хотя, в свою очередь,
укоряются и мною в том, что касается самого произно-
шения. Ибо одно дело знать язык путем изучения, другое
— знать, так сказать, по наследству. Что же касается так
называемых солецизмов, то весьма возможно, что какой-
нибудь ученый при внимательном наблюдении откроет их
в моей речи; был человек, который с большим знанием
доказал мне, что и сам Цицерон допускал некоторые
погрешности такого рода. Варваризмы же до такой степени
распространены в наше время, что варварской кажется
даже та речь, которая сохранилась в Риме. Но ты, пре-
небрегая этими вещами, как ребяческими и тебя не
касающимися, так изучила почти божественную силу и
природу грамматики, что кажется, будто душу ее удержала
у себя, а тело оставила другим.
175