Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/177"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
сам про себя, усматривал истеннейшими, а эти, которые
подлежат чувствам, скорее напоминали ему лишь тени и
следы тех. Это придало ему бодрость и великую решимость:
он осмелился доказывать бессмертие души. Исследовал он
все внимательно; понял вполне, что он очень многое
может сделать, и что может — может посредством чисел.
Его пробудило некое чудо и он начал подозревать, что
может быть и сам он есть число, то самое число, которым
все исчисляется, а если он не был числом, то в числе
есть Тот, Которого он стремился достигнуть. Он схватился
всеми своими силами за Него, который, — будущий
указатель всеобщей истины, тот самый, о котором упомянул
Алипий, когда мы рассуждали об академиках, — был уже
в руках, как Протей. Ибо ложные образы тех вещей,
которые мы исчисляем, отступающие от того таинствен-
нейшего, при помощи чего мы исчисляем, отвлекают на
себя мысль и часто дают ускользать Ему, уже пойманному.
16. Если же кто не поддается им и все, что пространно
и подробно излагается в стольких науках, может привести
к некоторому простому единству, истинному и точному,
тот, наиболее достойный имени человека ученого, нена-
прасно ищет божественное не только для веры, но и для
созерцания, для уразумения и для познания. А тот, кто
еще раб похотей и страстно ищет вещей гибнущих или,
хотя и убегает их и живет чисто, однако не знает, что
такое ничто, что такое бесформенная материя, что такое
образование бездушное, что — тело, что — пространство,
что — время; что существует в пространстве, что — во
времени; что такое движение в пространстве, что —
движение не в пространстве, что — движение непрерывное,
что такое вечность; что значит не быть в пространстве и
нигде, а что значит — вне времени и всегда; и что —
нигде не быть и нигде не не быть, и никогда не быть,
и никогда не не быть, — итак, кто, не зная всего этого,
вздумал бы задаваться вопросами и рассуждать, не говорю
о Высочайшем Боге, который лучше познается неведением,
а о самой своей душе, он погрешит так много, как только
может погрешить; но гораздо легче познает это тот, кто
уразумел числа простые и умом постигаемые. Не говорю
174