Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/176"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
дозволил быть грамматикам, так как происхождение свое
они вели от той же науки.
Итак, сделав этот четвертый шаг, он заметил, что и
здесь, как в ритмах, так и в самой мерности речи,
царствуют и все делают числа. Всмотрелся самым внима-
тельным образом, какого рода они, и нашел их божест-
венными и вечными, особенно потому, что при их помощи
он вырабатывал все наиболее возвышенное. И ему ста-
новилось уже больно терпеть, что их блеск и ясность
затемнились телесной материей звуков. А поскольку то,
что созерцается умом, всегда бывает настоящим и призна-
ется бессмертным, а таковыми и являются числа, звук же
переходит во время прошедшее и запечатлевается в памяти,
то разумным поэтическим вымыслом было придумано, что
музы — дочери Юпитера и Мемории (Памяти). А посему
эта наука, берущая часть свою от чувства, часть — от
ума, получила название музыки.
15. Отсюда разум перешел в область зрения и, осмат-
ривая землю и небо, почувствовал, что ему нравится не
что иное, как красота, а в красоте — образы, в образах
— измерения, в измерениях — числа. И задал он самому
себе вопросы: такова ли там линия, такова ли округлость,
таковы ли все другие формы и образы, какие существуют
в его понятии. Он нашел их гораздо худшими, — нашел,
что все, что видят глаза, ни в каком отношении не может
быть сравнимо с тем, что усматривает ум. Различив все
и упорядочив, он возвел и это в науку и назвал геометрией.
Сильное впечатление произвело на него движение неба,
заставив тем самым присмотреться к нему повнимательней
и исследовать. И там, в постоянном чередовании времен,
в точных и определенных течениях звезд, в известных
пространствах и расстояниях, он увидел господство того
же самого измерения и тех же самых чисел. Сводя
подобным же образом, через определение и различение,
к порядку и это, он произвел астрологию — предмет
крайне важный для суеверных и пытку для любопытных.
Итак, во всех этих науках он встречал все подчиненным
числам, но так, однако же, что числа эти яснее выступали
в тех измерениях, которые он, размышляя и взвешивая
173