Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
составил уже и грамматику, и диалектику, и риторику.
Весьма могущественный в различении, он тотчас усмотрел,
какое различие между звуком и тем, знаком чего он
служит. Он понял, что суждению слуха не подлежит ничего,
кроме звука, а этот звук бывает трех родов: один он
нашел в голосе существ одушевленных, другой производится
посредством дуновений в специальные инструменты, третий
же образуется от удара. К первому принадлежат трагедии,
комедии, всякого рода хоры и вообще все, что поется и
произносится собственным голосом. Для второго рода
предназначены флейты и подобные им инструменты. Треть-
ему даны цитры, лиры, цимбалы и все, что издает гар-
монический звук от ударения.
Но он нашел подобный материал самым презренным,
если звуки образовывались без точного размера времени
и без определенного разнообразия остроты и густоты. В
этом он узнал те самые элементы, которые в грамматике,
когда занимался внимательно слогами, назвал стопами и
ударениями. И так как было легко заметить, что краткость
и долгота слогов в словах рассыпана по речи в почти
равном количестве, он попробовал означенные стопы рас-
полагать и соединять в известные ряды и, следуя прежде
всего самому смыслу, выделил небольшие части, которые
назвал цезами и членами. А чтобы ряды стоп не удлинялись
до такой степени, что могли бы утомлять его внимание,
он поставил им предел, от которого они бы возвращались,
и от этого самого назвал их стихами*. А чему не было
установлено определяющего конца, но что выражалось,
однако же, разумной последовательностью стоп, то он
обозначил именем ритма, которое на латинский язык
может быть переведено словом numerus (число). Таким
образом он произвел поэтов. Когда же увидел великую
важность их произведений не только со стороны звуков,
но и со стороны языка и содержания, усвоил им великий
почет и предоставил им власть над всякими, какие они
пожелают, разумными вымыслами. Но судьями над ними
* Августин полагает, что латинское слово versus (стих) происходит
от глагола vertere (возвращать).
172