Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/174"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
мих спрашивающих назвать скорее пустыми и нелепыми,
нежели любознательными?
13. Итак, оный разум, закончив и расположив грам-
матику, пришел к мысли отыскать и исследовать ту самую
силу, которая родила искусство. Ибо определением, раз-
делением и приведением ее к сознанию он не только ее
упорядочивал и давал известную стройность, но и защищал
от всякой примеси и лжи. Да и как он приступил бы к
созданию другого, если бы прежде не различил, не обоз-
начил и не привел в порядок эти свои орудия и инстру-
менты и не произвел бы ту самую науку наук, которую
называют диалектикой? Она учит учить, но она же и учит
учиться; в ней обнаруживает себя разум и показывает, что
он такое, чего хочет, что может. Она знает знать; она
одна не только хочет, но и может делать знающими. Но
так как есть очень много глупых людей, которые, будучи
убеждаемы к чему-нибудь лишь при условии очевидной
им пользы и выгоды, следуют не истине в ее чистом
виде, которую понимает редкий ум, а своим собственным
чувствам и привычкам, то таких нужно было не только
и не столько учить (насколько их вообще можно было
чему-нибудь научить), но часто и сильно возбуждать. Ту
свою часть, которая делала бы это, наполнив свое лоно
забавами для разбрасывания их народу, — часть, содер-
жание которой было более вынуждено обстоятельствами,
чем чистое, — она назвала риторикой. Настолько продвину-
лась в свободных занятиях и науках та сторона разума,
которая называется объективно-разумной.
14. После этого разум пожелал устремиться к блажен-
нейшему созерцанию самих божественных вещей. Но чтобы
не упасть с высоты, он позаботился найти опору и
проложить себе путь через свои же владения и в опре-
деленной последовательности. Он искал красоту, которую
мог бы созерцать один и сам по себе, но ему мешали
чувства. Итак, он вступил в борьбу отчасти с самими
чувствами, которые, провозглашая, что в них истина, своей
докучливой трескотней отвлекли его, торопившегося идти
к иному. Он начал, во-первых, со слуха, который объявлял
своей собственностью те самые слова, из которых разум
171