Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/173"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
пользу счисления. Когда были сделаны эти два открытия,
появилась профессия книжников и учетчиков, — как бы
некоторое детство грамматики, — которую Варрон называет
грамотностью, а как это называется по-гречески, я не
припомню.
Продолжая идти вперед, разум заметил, что из тех же
самых звуков, которыми мы говорим и которые он уже
обозначил письменами, одни образуются в различным
образом раскрываемой гортани ровными и чистыми, без
всяких столкновений, другие от различного сжатия уст
удерживают лишь некоторый звук, третьи же, наконец, не
могут явственно выходить из уст, не присоединив к себе
первые или вторые. Поэтому он назвал буквы в том
порядке, в каком изложены: гласными, полугласными и
немыми. Потом он отметил слоги; далее слова были
разделены на восемь родов, искусным и тонким образом
были отмечены их изменения, правильность, сочетания.
Затем уже, не теряя из виду чисел и измерения, он обратил
внимание на самое, различным образом замедляемое,
произношение слов и слогов и открыл долготу удвоенную
и простую, с которой произносились слоги долгие и
короткие. И это он отметил, подвел под точные правила.
Грамматика могла бы быть уже законченной; но так
как самим своим названием она провозглашает, что обещает
письменные рассказы, почему по-латыни и называется
литературой, то все, что передавалось письменно, как
достойное памяти, стали по необходимости относить к
ней. Итак, к этой науке присоединилась история, хотя и
под одним именем, но предмет беспредельный, многос-
ложный, доставляющий более хлопот, чем приятности или
истины, и задающий не столько труда самим историкам,
сколько грамматикам. Ибо кто скажет, что видел такого
невежественного человека, который не слышал бы, что
Дедал летал? Но показался ли бы выдумавший это лже-
цом, поверивший этому — дураком, а спрашивающий об
этом — наглецом? Или, если бы наши друзья (в подобных
случаях я обыкновенно сердечно сожалею о них) не
ответили, как называлась мать Евриала, разве не были бы
обвинены в невежестве; хотя бы они и имели право са-
170