Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
что касается слуха: ибо то, что приятно звучит, доставляет
удовольствие и наслаждение самому слуху, но тот смысл,
который выражается этим звуком, хотя передается и слухом,
но относится исключительно к душе. Так, когда мы слышим
» известные стихи Вергилия:
Зачем спешат так зимние светила
В пучину вод? И почему столь долги ночи?
мы хвалим их звучание за одно, а их смысл — за совсем
иное; и не в одном и том же смысле говорим: разумно
звучит и разумно сказано.
12. Итак, есть три рода предметов, в которых обна-
руживается это объективно-разумное. Во-первых, в дейст-
виях, направленных к какой-либо цели, во-вторых, — в
словах, в-третьих, — в удовольствиях. Первое побуждает
нас ничего не делать необдуманно; второе — надлежащим
образом передавать мысль посредством слова; последнее
— блаженно созерцать. Первое выражается в правах, два
последних — в знаниях, о которых у нас и идет речь.
Ибо то субъективно-разумное, которое существует в нас,
то есть то, что наделено разумом и, в свою очередь,
производит разумно-объективное или следует ему, связы-
вается некоторыми общественными узами с теми, с ко-
торыми у него этом разум общий. Но так как человек
не мог бы установить прочного общения с человеком,
если бы они между собой не разговаривали и, таким
образом, не сообщали друг другу свои чувства и мысли,
то это субъективно-разумное нашло нужным обозначить
предметы словами, то есть некоторыми звуковыми симво-
лами так, чтобы люди, не способные непосредственно
чувствовать свои души, пользовались для установления
между ними взаимных отношений как бы с помощью
переводчика. Но слышать то, что говорят отсутствующие,
никто не смог. Поэтому разум изобрел письмена, обозначив
и различив все звуки гортани и языка. Но ничего этого
сделать он не смог бы, если бы множество вещей являлось
в представлении бесконечным, без некоторых определенных
границ. По необходимости обращено было внимание и на
169