Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/170"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
сделано: оно разумно так пахнет; или назвал бы разумно
горьким или разумно сладким питье, приготовленное вра-
чом; или в том случае, когда врач велел бы для больного
умерить температуру ванны, сказал бы, что она горяча
или тепловата разумно. Но никто, войдя в сад и поднеся
к носу розу, не решится сказать: как разумно она благоухает
— хотя бы и нюхал ее по предписанию врача. Ибо в
этом случае разумным может быть лишь указание врача,
но отнюдь не сам запах. И это вовсе не потому, что
запах розы — естественный, ибо, хотя приготовленное
поваром кушанье мы можем назвать приготовленным разум-
но, однако не принято говорить, что оно разумно действует
на вкус, если нет на то никакой особой причины, а еда
просто удовлетворяет насущной потребности. Ведь, если
спрашивают у того, кому приготовил питье врач, зачем
оно должно быть так сладко на вкус, то приводится особая
причина, по которой оно таково, а именно — род болезни;
а эта причина лежит уже не в самом чувстве сладости, а
отдельно от него, в теле. Если спросить лакомку, возбуж-
денного аппетитом, почему известное кушанье приятно,
он ответит, что оно ему просто нравится или доставляет
ему наслаждение. Никто не назовет его лакомство разум-
но-сладким, разве только доставляемое им удовольствие
необходимо для чего-нибудь другого, и то, что он ждет,
для того именно так и приготовлено. Остановимся, на-
сколько сможем, на некоторых следах разума в чувствах,
а относительно зрения и слуха — и на самом доставляемом
ими удовольствии. В отношении других чувств, как было
сказано выше, разумное обыкновенно проявляется не в
удовольствии, им доставляемом, а в кое-чем ином, то есть
в том, что оно вызвано живым разумным существом для
какой-либо известной цели. Что же касается зрения, то
все, в чем замечается разумная соразмерность частей,
обыкновенно называется прекрасным. А что касается слуха,
то когда мы находим слово разумным и размеренное пение
— гармоничным, получаемое от этого наслаждение назы-
вается уже его собственным именем. Но ни в прекрасных
зещах мы не имеем обыкновения называть разумным
понравившийся нам цвет, ни в удовольствиях слуха самый
167