Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/17"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
образом ищет истину? Если же это нелепость, то почему
тогда нельзя назвать блаженным того, кто только исследует
истину?
— Мне кажется, — возразил Тригеций, — что тот,
кто заблуждается, и разумом не живет, и уж тем более
не блажен. Заблуждается же всякий, кто всегда ищет и
всегда не находит. Ты же все время хочешь* доказать одно
из двух: или что заблуждающийся может быть блаженным,
или что тот не заблуждается, кто никогда не находит того,
что ищет.
Лиценций:
— Блаженный заблуждаться не может. Тот же, кто
ищет — не заблуждается, поскольку он для того совер-
шенным образом и ищет, чтобы не заблуждаться.
Тригеций:
— Возможно, так оно и есть, да только он ведь не
находит, а, следовательно, заблуждается. Ты же вообразил,
что достаточно ему захотеть не заблуждаться, как он сразу
же заблуждаться и перестанет. Но можно ведь заблуждаться
и невольно, более того, невольно-то обычно и заблужда-
ются!
Тут уже я решил вмешаться:
— Вам следует, — говорю, — определить, что такое
заблуждение. Тогда вам легче будет обозначить границы
вашего спора.
— Я, — отвечал Лиценций, — не способен ни к
каким определениям, хотя заблуждение легче определить,
чем от него избавиться.
— А я, — сказал другой, — пожалуй, определю. Мне
это сделать проще, но не благодаря способностям, а в
силу правоты защищаемого мною положения. Заблуждаться
— это значит всегда искать и никогда не находить!
— Если бы мне, — заметил Лиценций, — удалось
опровергнуть это определение, я счел бы свое мнение
надежно защищенным. Но, так как или этот предмет
труден сам по себе, или же мне он таким представляется,
я попрошу вас отложить вопрос до завтрашнего дня.
Я решил, что ему следует уступить, другие не возражали,
и мы пошли на прогулку. Под вечер они было вновь
14