Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сделаются известными какими-либо блестящими делами,
считаются такими, какими были. Чтобы не ходить далеко
за примером: кто из знавших раньше этих юношей сразу
поверит, что они ищут великого с таким усердием и
неожиданно в столь раннем возрасте выказали такую
вражду к удовольствиям? Изгоним же из своей души это
мнение: ибо и та божественная помощь, о которой ты
благочестиво упомянул в конце своей речи, расточает свою
милость на все народы гораздо шире, чем некоторые об
этом думают. Но возвратимся опять к порядку нашего
состязания, и так как об авторитете сказано довольно,
посмотрим, какое значение имеет разум.
11. Разум — это движение мысли, имеющее силу
различать и объяснять то, что подлежит изучению. Поль-
зоваться, однако же, его руководством для познания Бога,
равно как и самой души, существующей в нем или где
бы то ни было, род человеческий может чрезвычайно
редко. И это потому, что всякому, вступившему в область
этих чувств, трудно возвратиться в самого себя. Поэтому,
хотя люди в этих обманчивых условиях и стараются делать
все согласно с разумом, они не знают, за исключением
весьма немногих, что такое сам разум и каковы его
свойства. Это кажется странным, но оно так и есть. В
данном случае достаточно этой оговорки, потому что если
бы я вздумал сейчас разъяснять вам, как следует понимать
этот важный предмет, то был бы так же нелеп, как был
бы нагл и высокомерен, если бы заявил, что по крайней
мере сам уже понял его. Впрочем, насколько разуму угодно
проявляться в вещах, которые кажутся вам известными,
мы станем, если будем только в состоянии, отслеживать
его в той мере, в какой это нужно для предмета нашей
цели.
Во-первых, рассмотрим те случаи, в которых обыкно-
венно употребляется это слово — разум. В особенности,
конечно, мы должны остановить свое внимание на том,
что древние мудрецы самого человека определяли так:
человек есть животное разумное и смертное. После указания
рода, названного словом — животное, мы находим здесь
два специфических отличия, которые, по моему мнению,
165