Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
торый не только в чувственных знамениях превышает
всякую человеческую способность, но, управляя человеком,
показывает ему, до какой степени принизился он сам ради
него; повелевает ему не поддаваться чувствам, для которых
вышеназванные предсказания представляются достойными
удивления, а возвышаться до ума; и в то же время
проясняет, насколько упомянутая лживость сильна здесь,
почему она это делает и как мало заслуживает внимания.
Ибо этот авторитет должен своими делами показать свою
власть, своим уничижением научить милосердию, своими
предписаниями — законам природы; а все это преподается
более таинственным и верным образом в той религии, в
которую мы посвящаемся, и в которой жизнь доброде-
тельных весьма легко очищается не двусмысленными сос-
тязаниями, а авторитетом таинств. Авторитет же челове-
ческий по большей части обманчив; впрочем он, по-
видимому, справедливо приписывается тем, которые, на-
сколько может воспринять чувство людей невежественных,
умеют прекрасно преподавать и сами живут так, как
предписывают жить другим. Если же они получают и
кое-какие дары фортуны, благодаря которым они кажутся
еще более великими, а, презирая таковые, еще более
достойными, то в таком случае тот, кто отнесся бы
доверчиво к даваемым ими правилам жизни, был бы,
пожалуй, прав.
10. — Величественный образ жизни, — сказал Али-
пий, — и полно, и кратко начертан тобой перед нашим
взором; хотя мы и постоянно стремимся к нему, настав-
ляемые твоими ежедневными уроками, однако сегодня ты
заставил нас еще более его желать и пламеннее искать.
Если бы возможно было достигнуть и держаться его не
только нам, но и всем людям, я желал бы, чтобы все
это было столь же легким для подражания, сколь было
оно удивительным для слуха. Ибо не знаю как (о, если
бы мы сами были от этого далеки), но дух человеческий,
пока слышит подобное, провозглашает это небесным, бо-
жественным и вполне истинным, но при достижении этого
ведет себя, увы, совсем иначе. Так что, на мой взгляд,
163