Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
достижении. Итак, хотя авторитет людей добрых предс-
тавляется полезнее для невежественной толпы, а разум
приличнее для ученых, однако, так как всякий человек
делается образованным из необразованного, а всякий не-
образованный не может знать того, каким он должен
явиться перед своими учителями и посредством какой
жизни может стать способным к учению, то для всех
желающих учиться великому и сокровенному дверью к
этому служит лишь авторитет. Вступивший в эту дверь
следует без всякого колебания правилам наилучшей жизни;
сделавшись же, благодаря им, способным учиться, он
потом узнает, насколько разумно все то, чему он следовал
прежде раскрытия разума; и что такое сам этот разум,
которому он следует теперь, выйдя из колыбели авторитета
крепким и зрелым; и что такое ум, в котором — все,
или, лучше сказать, который сам — все; и что, будучи
вне всего, служит началом всего. Познать это способны
немногие, а сверх того, даже и после настоящей жизни,
не может постичь никто. Что касается тех, которые,
довольствуясь одним авторитетом, постоянно заботятся
лишь о добрых правах и благочестивых объектах, или
презирая, или не будучи в состоянии учиться свободным
и возвышенным наукам, то я и не знаю, как назвать их
блаженными, пока они еще живут среди людей; впрочем,
уверен непоколебимо, что они, лишь только покидают
свое тело, освобождаются от своего невежества — легче
или труднее, смотря по тому, более ли или менее хорошо
жили.
Авторитет же бывает частью божественный, частью
человеческий; но истинный, прочный и высший авторитет
тот, который называется божественным. В отношении его,
впрочем, надлежит бояться удивительной лживости тех
воздушных существ, которые при помощи некоторых пред-
сказаний о вещах, относящихся к телесным чувствам, и
некоторых проявлений своего могущества, привыкли весьма
легко обольщать души, жаждущие проникнуть в тайны
преходящего счастья, или добивающиеся призрачной влас-
ти, или же робеющие перед пустыми чудесами. Итак,
божественным авторитетом должен быть назван тот, ко-
162