Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/164"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
вернейшей отравой всякой надежды. Пусть не делают
ничего вяло, но ничего — и рьяно. К ошибкам ближних
пусть не питают никакого гнева, или же обуздывают его
так, чтобы казалось, будто его нет. Пусть не питают
ненависти ни к кому. Ни одного порока пусть не оставляют
без внимания. Когда наказывают, пусть берегутся, как бы
не быть слишком строгими, когда прощают — слишком
мягкотелыми. Пусть не наказывают ничего такого, что не
в состоянии быть лучше, не извиняют то, что делается
хуже. Пусть считают своими родными всех тех, над коими
дана будет им власть. Пусть служат так, чтобы господст-
вовать над ними было стыдно, господствуют так, чтобы
приятно было им служить. К чужим ошибкам пусть не
будут суровы. Вражды пусть избегают самым тщательным
образом, вражду к себе переносят равнодушно, мирятся
как можно скорее. В сношениях и обращении с людьми
достаточно сохранять одну эту народную поговорку: никому
пусть не делают ничего такого, чего не желают себе.
Республикой управлять пусть не добивается никто, кроме
совершенных. Но совершенными стать пусть стараются в
возрасте сенаторском, а, точнее, в самой юности. Но и
тот, кто обратится к этому поздно, пусть не думает, что
для него не существует никаких правил; в возрасте зрелом
он во всех отношениях сохранит их легче. Всю жизнь, на
всяком месте, во всякое время пусть имеют или стараются
иметь друзей. Людям достойным пусть услуживают, хотя
бы они того и не ожидали. На гордых пусть мало обращают
внимания и сами гордыми пусть не будут. Пусть живут
прилично и пристойно. Пусть чтут Бога, размышляют о
Нем, ищут Его, укрепляясь верой, надеждой и любовью.
Пусть желают спокойствия и твердого порядка, здравого
ума и мирной жизни.
9. Теперь мне следует сказать о том, как должны
учиться те преданные науке юноши, которые вознамерились
жить так, как об этом сказано выше. К изучению наук
ведет нас двоякий путь: авторитет и разум. По отношению
ко времени первенствует авторитет, а по отношению к
существу дела — разум. Ибо первое предпочитается, ког-
да нужно располагать, другое же наиболее ценится при
161