Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/163"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Видя, что все они ищут Бога весьма усердно и каждый
в меру своих сил, но при этом никто не обладает
составляющим предмет нашего рассуждения порядком, при
условии которого возможно достигнуть понимания неизъяс-
нимого величия Божьего, я сказал:
— Если вы, как я вижу, так сильно любите порядок,
то давайте не позволять себе быть превратными и беспо-
рядочными. Ибо, хотя сокровеннейший разум и обещает
нам доказать, что ничего не бывает помимо божественного
порядка, однако, если бы мы услышали какого-нибудь
школьного учителя, старающегося обучить читать по скла-
дам ребенка, которого раньше никто не учил буквам, то,
полагаю, мы сочли бы его достойным не только осмеяния,
как учителя неразумного, но и того, чтобы связать его,
как бесноватого, поскольку он не соблюдает порядка в
обучении. Никто не станет спорить, что людьми простыми
делается много такого, что осуждается и осмеивается
учеными, а сумасшедшими такого, что осуждается даже
глупцами. Однако, даже все это, представляющееся нам
извращенным, некая возвышенная наука, о существовании
которой толпа даже не подозревает, душам, преданным ей
и возлюбившим Бога, обещает доказать совершающимся
не вне божественного порядка, и доказать с такой ясностью,
что самые суммы чисел при сложении не могут быть для
нас вернее.
8. Эта наука — сам божественный закон, который,
вечно оставаясь у Бога неподвижно и непреложно, как
бы воспроизводится в душах мудрых, дабы они могли
знать, что живут тем лучше и возвышеннее, чем совер-
шеннее созерцают этот закон в мысли и чем прилежнее
исполняют его в жизни. Таким образом, наука эта тем,
кто желает ее знать, повелевает следовать в одно и то же
время двоякому порядку, одна сторона которого касается
жизни, другая — занятий науками. Юноши, преданные
ей, должны жить, воздерживаясь от любовных похождений,
от приманок чрева и горла, от нескромного украшения и
убранства тела, от пустых занятий играми, от сна и
ленности, от тщеславия, зависти и ненависти, от често-
любия и властолюбия. Любовь к деньгам пусть считают
160