Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
— Итак, появление зла совершилось не в силу порядка,
если порядок начался после того, как произошло зло. Но
у Бога порядок существовал всегда; и было ли это ничто,
которое называется злом, всегда, или оно началось когда-
нибудь, — поелику порядок есть или сам добро, или от
добра, — без порядка никогда ничего не было и не будет.
Есть какое-то и более сильное возражение, но оно, как
водится, ускользнуло из памяти, что, по моему мнению,
тоже в порядке вещей — соответственно заслугам, или
состоянию, или порядку жизни.
— Не знаю, — отвечал он, — каким образом я так
необдуманно высказал это суждение, которое я теперь сам
отвергаю: ибо я должен был сказать не то, что порядок
начался после того, как явилось зло, а то, что как
правосудие, о коем рассуждал Тригеций, так и порядок
существовали у Бога, но свое применение получили они
после того, как появилось зло.
— И опять ты, — сказал я, — спотыкаешься на том
же самом: ибо то, чего тебе хочется менее всего, остается
неопровержимым. В самом деле, был ли порядок у Бога,
или начался с того времени, с которого появилось зло,
в любом случае выходит, что зло произошло помимо
порядка. Если ты с этим согласишься, то должен будешь
признать, что нечто могло произойти помимо порядка, а
это подрывает и разбивает защищаемое тобой мнение.
Если же не согласишься, в таком случае зло окажется
получившим начало из божественного порядка, и ты должен
будешь признать Бога виновником зла; а гнуснее подобного
богохульства, на мой взгляд, не может быть ничего.
Он или не понимал этого, или притворился, что не
понимает: и когда я пояснил ему свою мысль, изменяя
и переворачивая ее на разные лады, он не нашелся, что
сказать, и замолчал.
— Я, — сказала тогда мать, — не думаю, что вне
божественного порядка не могло быть ничего; ибо зло,
которое появилось, никоим образом не могло появиться
в силу божественного порядка: но божественное правосудие
не захотело, чтобы оно оставалось беспорядочным, и
обратило и привело его к заслуженному им порядку.
6 За к. 3644
159