Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
иго авторитета), что тот, кто только ищет истину, еще не
совершенен.
Подумав, Лиценций уступить отказался.
Тригеций:
— Объясни, пожалуйста, почему? Каким образом че-
ловек может быть совершенным и, в то же время, еще
только искать истину?
Лиценций признал, что тот, кто не достиг этой цели,
не совершенен. Но, так как истину знает один только
Бог и, возможно, те человеческие души, которые уже
оставили тело, то цель человека — совершенным образом
искать истину; именно такого человека мы и назовем
совершенным, хотя, конечно, совершенным, как человека.
Тригеций:
— Итак, человек блаженным быть не может. Да и как
мог бы, когда он не в силах достигнуть того, к чему
всячески стремится? Но человек может жить блаженно,
если руководствуется той частью души, которой должно
в нем господствовать. А, потому, он может находить и
истину. Или же пусть он сдерживает себя и не стремится
к истине, дабы не быть, не найдя ее, несчастным!
— Но ведь именно это, — возразил Лиценций, — и
составляет блаженство человека — совершенным образом
искать истину. Это и значит — достигать цели, далее
которой идти нельзя. Поэтому тот, кто ищет ее не слишком
усердно, человеческой цели не достигает. Тот же, кто
прилагает к изысканию истины столько старания, сколько
он может и должен прилагать, тот блажен, хотя бы ее и
не нашел, так как исполнил свой долг. Если же открыть
истину невозможно, то лишь потому, что это невозможно
в принципе. Наконец, если человеку необходимо быть или
блаженным, или несчастным, то как можно считать не-
счастным того, кто дни и ночи трудится над изысканием
истины? Значит, его следует полагать блаженным. Далее,
подобное определение, как я думаю, полезно и для меня.
Ибо если блажен (а он действительно блажен!) тот, кто
живет той частью души, которой прилично повелевать
остальными, а часть эта называется разумом, то, спра-
шиваю, неужели же не живет разумом тот, кто совершенным
13