Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/159"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
отношении ума, к которому, собственно, и применимо
название мудрого.
7. — Пока что я уступлю тебе, — сказал я, — дабы
этот таинственный предмет, требующий более продол-
жительного и внимательного обсуждения, не отвлек нас
от основной темы. Но остановим внимание вот на чем:
так как мы определили, что значит быть* с Богом, то не
можем ли мы знать и того, что значит быть без Бога;
хотя это, думаю, ясно уже само по себе. Ибо, я полагаю,
что те, которые — не с Богом, на твой взгляд, суть без
Бога.
— Если бы, — заметил Лиценций, — у меня не было
недостатка в словах, то я, возможно, сумел бы сказать
так, что мой ответ тебе бы понравился. Но, пожалуйста,
извини мне мою неопытность, и, как это и подобает тебе,
как учителю, своим быстрым умом предугадай, что я желал
бы выразить. По-моему, хотя такие люди и не с Богом,
однако же Бог их не оставляет. Поэтому я не могу сказать,
что те, коих Бог не оставляет, суть без Бога. Но, с другой
стороны, не скажу, что они с Богом, так как они Бога
не имеют. Иметь же Бога, как решено было нами во
время предыдущего состязания, которое с таким удо-
вольствием вели мы в день твоего рождения, значит не
что иное, как наслаждаться Богом. Но, признаюсь, меня
страшит это противоречие: каким образом можно быть ни
без Бога, ни с Богом.
— Не тревожься этим, — сказал я. — Кто станет
обращать внимание на слова, когда самое дело будет
бесспорно? Но возвратимся еще раз к данному тобой
определению порядка. Порядок, сказал ты, это то, пос-
редством чего Бог управляет всем. А на мой взгляд, нет
ничего, чем не управлял бы Бог: ведь отсюда ты вывел
заключение, что вне порядка нельзя найти решительно
ничего.
— Я остаюсь при своем мнении, — отвечал он, —
но я уже вижу, что ты хочешь сказать: управляет ли Бог
и тем, что, на наш взгляд, совершается нехорошего?
156