Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
— Так что же Лиценций, — сказал я, — согласен ли
ты, что движение — это не что иное, как процесс перехода
из одного места в другое?
— Согласен.
— Но согласен ли ты, что никто не может оказаться
в таком месте, в котором ранее не был, и оставаться при
этом неподвижным?
— Что-то я тебя не понимаю, — отвечал он.
— Если что-нибудь сперва было в одном месте, а
теперь в другом, согласишься ли ты, что для этого
перемещения необходимо было произвести движение?
Он согласился.
— Но может ли, — говорю, — живое тело мудреца
находиться с нами здесь так, что душа его будет отсюда
далеко?
— Может.
— Даже, — удивился я, — если он при этом разго-
варивал бы с нами и учил нас?
— Если бы, — отвечал Лиценций, — он учил нас
самой мудрости, я бы тогда сказал, что он — не с нами,
а с самим собой.
— Значит, он — не в теле?
— Не в теле, — говорит.
— Но тело, которое лишено духа, разве оно не мертво?
А ведь я имел в виду тело живое!
— Не умею, — отвечал он, — это объяснить. С одной
стороны, я признаю, что тело человека не может быть
живым, если в нем нет духа, с другой, — не могу сказать,
чтобы дух мудрого не был бы с Богом, где бы ни
находилось его тело.
— Я попытаюсь тебе помочь. Так как Бог — везде,
то, пожалуй, куда бы мудрый не пошел, он везде найдет
Бога, с Коим может быть. Отсюда для нас есть возможность
не отрицать и того, что мудрый переходит с места на
место, а это ведь и значит быть в движении, и того, что
он — с Богом.
— Я соглашаюсь, — сказал он, — что тело делает
такой переход с места на место, но отрицаю это в
155