Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
соображение: как это может быть, чтобы ум этого мудреца
оставался неподвижным, когда его тело (ибо и он, пока
живет среди людей, тело имеет) движется туда-сюда. По-
добным образом ты мог бы сказать, что когда плывет
корабль, находящиеся на нем люди не движутся; хотя,
конечно, мы не станем оспаривать тот факт, что кораблем
владеют и управляют они. Да если бы они управляли им
и заставляли его идти, куда хотят, одной только мыслью,
то и тогда, находясь на нем, они не могли бы не двигаться,
коль скоро двигался бы сам корабль.
— Дух, — сказал Лиценций, — живет в теле не так,
чтобы тело повелевало духу.
— Да этого и я не говорю, — отвечал я. — Но ведь
и всадник сидит на коне не так, чтобы конь управлял
им; однако же, хотя он заставляет идти коня, куда хочет,
вместе с движением коня движется необходимо и сам.
— Сам всадник может сидеть неподвижно.
— Ты заставляешь нас определить, что значит
находиться в движении, — сделай же это, прошу тебя,
если можешь.
— Продолжай, — взмолился Лиценций, — оказывать
мне свое покровительство: не спрашивай вторично, жела-
тельно ли мне давать определения — я сам поспешу их
тебе представить, как только буду в состоянии это сделать.
Когда он это сказал, из дома прибежал к нам мальчик,
на которого возложена была этого рода обязанность, и
возвестил, что пора обедать.
— Этот мальчик, — заметил я, — заставляет вас не
только определить, но и наглядно показать, что значит
двигаться. Идем же и перейдем из этого места в другое,
потому что, если не ошибаюсь, это и значит произвести
движение.
Все рассмеялись и направились к столу.
Состязание второе
6. Подкрепившись, мы, так как небо заволокло тучами,
уселись на обычном месте в бане.
154