Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/155"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
решительно ничего. С этой высоты, останавливая внимание
на делах человеческих, он так широко охватывает их своим
взором и так все различает, что его уже не тревожат
вопросы, подобные следующим: почему-де один желает
иметь детей и не имеет, а другой тяготится плодовитостью
своей жены; почему нуждается в деньгах #тот, кто готов
их щедро дарить, а иссохший и паршивый ростовщик
спит на зарытых сокровищах; почему громадные наследства
расточаются и проматываются роскошью, а нищий, проли-
вая целый день слезы, едва вымаливает одну мелкую
монету; почему иной недостойный возвышается во власти
и чести, а люди с чистейшей нравственностью остаются
незамеченными в толпе.
Эти, и подобные им явления человеческой жизни часто
располагают людей нечестиво думать, будто нами не уп-
равляет никакой порядок божественного провидения. Иные
же, благочестивые, добродетельные и одаренные светлым
умом люди, хотя и не могут примириться с мыслью, что
мы оставлены Всевышним Богом, однако, смущенные
своего рода мраком и безобразностью подобных явлений,
не видят в них никакого порядка, и желая, чтобы им
разъяснили сокровеннейшие причины, часто жалуются на
свои заблуждения даже в стихах...
Что касается меня, то, насколько я могу вообще со-
ветовать что-либо моим друзьям в меру своего разумения,
я полагаю, что они должны изучать все упомянутые науки.
Только таким путем мы можем понять все это яснее дня.
Если же они ленивы, или преданы другим занятиям, или
уже неспособны к науке, пусть обратятся к вере, узами
которой привлекает их к Себе и освобождает от этих
горестных и мрачных зол Тот, Кто не допускает гибели
ни одного верующего в Него искренне, как предписывает
религия.
Ибо есть два пути, которыми мы можем следовать,
когда нас мучит мрак окружающих явлений: это либо путь
разума, либо — авторитета. Разум дарует нам философия,
но освобождает от мрака, увы, весьма немногих. Впрочем,
она побуждает их не только не пренебрегать тайнами веры,
а, напротив, понимать их так, как они должны быть
152