Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/152"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
не понимая ее. Ибо, как глазами мы избегаем тьму потому,
что нам не хочется не-видеть, также точно и глупости
стараемся избежать, не столько пытаясь ее понять, сколько
скорбя, что вследствие глупости не понимаем того, что
может быть понято, и чувствуя присутствие в себе глупости
не потому, что понимаем ее саму, а потому, что мало
понимаем нечто другое.
4. Но возвратимся к порядку, чтобы нам возвратить к
себе, наконец, и Лиценция, который нас покинул. Спра-
шиваю вас: в силу ли порядка, по вашему мнению,
поступает глупый во всем, что он делает? Но обратите
внимание на то, как может связать вас этот вопрос. Если
скажете, что он поступает в силу порядка, то где будет
ваше определение, что порядок есть то, посредством чего
Бог управляет всем существующим, если даже глупый в
своих действиях поступает согласно порядку? Если же,
напротив, скажете, что в действиях глупого порядка нет,
то окажется, что есть нечто такое, чем порядок не управляет.
Ни того, ни другого вы не хотите. В таком случае смотрите,
как бы защитой самого порядка вы не перепутали все,
что только можно.
— Хотя, — сказал Тригеций (Лиценций все еще
отсутствовал), — ответить на твой вопрос не так уж и
трудно, мне сейчас почему-то не приходит в голову такое
сравнение, которым, по-моему, я должен был бы подт-
вердить и прояснить свою мысль. Впрочем, скажу, как
думаю, а ты и в данном случае поступи так же, как
поступил перед этим, потому что упоминание твое о тьме
пролило немало света на то, что в моих словах было
темного. Жизнь глупца, хотя от него самого определенного
направления не получает и не упорядочивается, однако
действием божественного провидения вся включена в не-
обходимый порядок вещей и ей как бы сама местность,
расположенная по неизменному и вечному закону, не
дозволяет быть там, где ей не следует быть. Поэтому тот,
кто сосредоточивает свое внимание исключительно на
одной только глупости, испытывает отвращение, как бы
поражаемый великой нечистотою. Но если он отвлечется
от нее и станет обозревать все мироздание в целом, то
149