Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/149"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
3. Итак, мы определили, что значит быть с Богом. И
когда мною было сказано, что с Богом то, что осознает
Бога, вы прибавили нечто большее, а именно: с Богом,
сказали вы, то, что постигает мудрый. В этом случае меня
сильно поразило то обстоятельство, каким образом вы
неожиданно соединили с Богом глупость. Ибо, если с
Богом существует все то, что постигает мудрый, а мудрый
не может избежать глупости иначе, как только поняв и
ее, то по-вашему выходит, что с Богом будет и эта зараза,
хотя сказать так и грешно.
Все смолкли, потрясенные этим заключением, Тригеций
же сказал:
— Пусть на это ответит тот, чье прибытие, случившееся
так кстати, мы, надеюсь, приветствовали не напрасно.
— Помилуй Бог, — отвечал на это Алипий. — Неужели
мне суждено было хранить свое, столь дорогое мне мол-
чание, только до сих пор? Да, вижу, покой мой нарушен.
Но как бы то ни было, я постараюсь ответить на этот
вопрос, если заручусь на будущее время, и вы мне
пообещаете, что более этого ответа ничего от меня не
потребуете.
— Не к лицу твоей доброжелательности и твоему
великодушию, Алипий, — заметил я, — утаивать от нас
свое мнение, весьма нами ценимое. Впрочем, сделай то,
что предложил; остальное же произойдет так, как укажет
порядок.
— И верно, уж коли вы избрали меня защищать
порядок, то я и должен ожидать лучшего именно от
порядка. Если не ошибаюсь, по-твоему заключению вышло,
что они представляют себе глупость соединенную с Богом
именно потому, что сказали, будто бы все, что постигает
мудрый, существует с Богом. В какой степени последнее
положение должно быть принято — говорить теперь не
буду; обращу лишь ваше внимание на само заключение.
С Богом, сказал ты, существует все то, что мудрый
разумеет, а мудрый-де не может избежать глупости, не
поняв ее. Но ведь, ясное дело, никто не может быть
удостоен имени мудрого прежде, чем избежит глупости.
Далее сказано, что с Богом существует то, что мудрый
146