Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
— Определяй, — говорит, — сам. Мне проще увидеть
недостатки чужого определения, чем хорошо сформули-
ровать свое.
— Изволь. Представляется ли тебе существующим с
Богом то, что Им управляется?
— Когда я говорил о неподвижности того, что с Богом,
я имел в виду совсем не это.
— Смотри же, — говорю, — понравится ли тебе такое
определение: с Богом существует все то, что разумеет
Бога?
— С этим, конечно, трудно не согласиться.
— Так что же, мудрый тебе не кажется разумеющим
Бога?
— Кажется.
— Но ведь мудрые могут находиться в движении,
причем где и когда угодно. А раз так, то, спрашивается,
каким образом будет истинным положение, что все, су-
ществующее с Богом, неподвижно?
— Это забавно, — воскликнул он, — как будто из
моих слов следует, что с Богом существует все то, что
мудрый делает! С Богом — только то, что он знает.
— А разве, — возразил я, — мудрый не знает своих
книг, мантию, тунику, своего скарба, если он его имеет,
и прочего в том же роде, что ведомо и глупцам?
— Полагаю, что знать тунику и мантию — не значит
быть с Богом.
— Итак, — сказал я, — из твоих слов следует, что
не все, что знает мудрый, существует с Богом; но что
только есть мудрого с Богом, то мудрый и знает.
— Именно так: с Богом существует не то, что знает
мудрый при помощи чувств, а лишь то, что он постигает
духом. Те же, кто знают лишь свои ощущения, не сущес-
твуют не только с Богом, но, пожалуй, и с самими собой.
Туг я по выражению лица Тригеция понял, что он
хочет что-то сказать, но не решается вступить в спор.
Поэтому, когда Лиценций замолчал, я предложил ему
высказать свое мнение.
— Что касается телесных чувств, — промолвил Триге-
ций, — то относительно них трудно что-либо утверждать
142