Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/144"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
дать понять, что все, находящееся в движении, с Богом
не существует?
— Повтори, — сказал Лиценций, — то же, но пояснее.
Он попросил об этом, как мне показалось, не потому,
что не понял мой вопрос, но желая потянуть время и
найти, что ответить.
— Ты сказал, — говорю я, — что существующее с
Богом не движется, все же прочее — движется. Следова-
тельно, поскольку во всем, что с Богом, ты движение
отрицаешь, то выходит, что движущееся существует без
Бога. Ты ведь не станешь отрицать, что не все в этом
мире недвижимо?
— Само собой. Но я утверждаю, что все в этом мире
существует с Богом. Я, собственно, и не говорил, будто
что-либо существует без Бога, но лишь сказал, что движу-
щееся, по моему мнению, с Богом не существует.
— Значит, это небо существует без Бога, потому что
факта его движения не оспаривает никто.
— Нет, — отвечал он, — оно не без Бога.
— Выходит, с Богом существует и нечто такое, что
движется.
— Мне трудно уловить твою мысль; поэтому прошу,
не дожидаясь моего ответа, если можно, сам догадайся о
том, что я силюсь сказать. Мне думается, что, с одной
стороны, без Бога ничего не существует, а, с другой, что
существующее с Богом остается неподвижным. Тем не
менее, я не могу сказать, чтобы небо было без Бога. Не
могу этого сказать не только потому, что без Бога ничего
не существует, но и потому, что небо, как мне кажется,
имеет в себе нечто неподвижное; это — или Сам Бог,
или что-то существующее с Богом; хотя, конечно, само
по себе небо несомненно вращается и движется.
2. — Определи же, — говорю, — если угодно, что
значит быть с Богом и не быть без Бога? Ибо, если
между нами сейчас возникает спор из-за смысла слов, то
мы можем его легко и быстро прекратить.
— Я, — отвечал он, — ненавижу определения.
— Что же нам тогда делать?
141