Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
насколько я помню, ты сказал, что порядок есть то,
посредством чего Бог управляет всем.
— Готов, насколько хватит сил.
— Как же, в таком случае, Господь управляет всем
через порядок или, если угодно, провидение? Так, что
посредством порядка управляет и Собою, или же только
всем прочим, за исключением Себя Самого?
— Там, — отвечал Лиценций, — где все — благо,
там порядка не существует. Там царит высшее равенство,
которое в порядке не нуждается.
— Значит, — говорю, — ты не отрицаешь, что у Бога
все — благо?
— Разумеется.
— Выходит, что ни Бог и ничто у Бога порядком не
управляется?
— Да, — согласился он.
— Так неужели все доброе, по-твоему, ничто?
— Напротив, оно — самая сущность.
— В таком случае, позволю себе напомнить твои же
слова, что все сущее управляется порядком и что не
существует решительно ничего, что было бы вне порядка.
— Но, — возразил Лиценций, — существует еще зло,
вследствие которого и произошло так, что порядок
обнимает собою и добро. Потому что порядком управляется
не одно только добро, но добро и зло вместе. Когда же
мы говорим — все, то, конечно же, имеем при этом в
виду не одно лишь добро. Отсюда и следует, что все в
совокупности, чем управляет Бог, управляется порядком.
На это я ему сказал:
— Как ты полагаешь, движется ли то, что управляется,
или же оно неподвижно?
— То, что совершается в этом мире, — отвечал он,
— движется.
— А остальное, — спрашиваю, — нет?
— То, что существует с Богом, то недвижимо, все же
прочее, по моему мнению, движется.
— Итак, предположив, что существующее с Богом не
движется, а остальное движется, ты, тем самым, хочешь
140