Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
10. После этого, заметив по их молчанию, выражению
лиц, глазам и неподвижности и спокойствию членов, что
они достаточно возбуждены возвышенностью предмета и
одушевлены желанием слушать, я сказал:
— Итак, Лиценций, если хочешь, собери все свои
силы, напряги всю свою проницательность и определи,
что такое порядок.
Услышав, что его приглашают сделать определение, он
вздрогнул, точно его окатили холодной водой, и, глядя
на меня с весьма смущенным выражением лица и улыбаясь
(как это часто бывает) от этого смятения, сказал:
— Что это значит? За кого ты меня принимаешь? Уж
не думаешь ли ты, что я на самом деле вдохновлен
каким-то горним духом?
Но, тотчас оправившись, промолвил:
— Может быть, ты и прав, — со мной действительно
что-то творится. Хорошо, попробую: порядок есть то,
посредством чего совершается все, что постановил Бог.
— А не представляется ли тебе, — спрашиваю, — что
и сам Бог действует на основании порядка?
— Совершенно верно, — отвечал он.
— Значит, — возразил Тригеций, — порядком управ-
ляется и Бог?
На это Лиценций отвечал:
— А разве ты отрицаешь божественность Христа, ко-
торый и пришел к нам во исполнение порядка, и который
говорит о Себе, что послан от Бога Отца? Если же Бог
послал к нам Христа во исполнение порядка, и если мы
не отрицаем, что Христос есть Бог, то Бог не только
управляет всем в порядке, но и Сам управляется порядком.
— Не знаю, — сказал в нерешительности Тригеций,
— как я могу это принять. Вообще-то, слово "Бог"
ассоциируется скорее с Богом Отцом, Христос же — со
словом "Сын Божий".
— Прекрасное замечание, — воскликнул Лиценций,
— значит, мы должны отрицать, что Сын Божий — Бог?!
Хотя Тригецию и представлялось опасным отвечать на
этот вопрос, тем не менее он принудил себя и сказал:
134