Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
от пустого занятия стихотворством, теперь сам стыжусь
возвращаться к нему — до такой степени я готов всецело
отдаться чему-то великому и дивному. Не это ли означает
быть обращенным к Богу? Вместе с тем, я радуюсь, что
оказался необоснованным сделанный мне щепетильным
религиозным чувством укор за то, что в известном месте
я распевал вчера стих из псалма. *
— Мне, — сказал я, — это не кажется заслуживающим
осуждения, и, по моему мнению, относится к тому же
порядку, так как и по этому поводу мы можем сказать
нечто. Этой песне, на мой взгляд, соответствовали и место,
которым мать была оскорблена, и ночь. Ибо от каких,
по-твоему, дел и предметов молимся мы быть обращенными
к Богу и увидеть лице Его, как не от некоторой телесной
нечистоты и грязи, а также от тьмы, которую несет нам
заблуждение? И что другое может означать обращение к
Богу, как не желание подняться до самого себя посредством
добродетели и умеренности, удалившись от неумеренности
пороков? А лице Божие, « разве это не самая истина,
которой мы жаждем и ради которой мы делаем себя
чистыми и прекрасными?
— Лучше, — воскликнул он, — нельзя и сказать, —
а затем уже тише, как бы на ухо, добавил, — смотри,
сколько счастливых совпадений — как тут не поверить,
что все это происходит в силу прекрасного порядка!
— Если, — сказал я, — ты заботишься только о
порядке, тебе следует снова обратиться к твоим стихам.
Ибо изучение свободных наук, добросовестное, разумеется,
и сознательное, делает любителей истины в стремлении к
ней более настойчивыми и более подготовленными, так
что они и пламеннее желают ее, и с большим постоянством
ищут и, наконец, с большей приятностью прилепляются
к ней; это, Лиценций, и называется блаженной жизнью.
При имени последней все поднимают голову и как бы
смотрят тебе в руки, имеешь ли ты что дать нуждающимся
и одержимым различными недугами. Но когда мудрость
велит им пригласить врача и терпеливо довериться его
лечению, они тут же прячутся в свои лохмотья. Заражаясь
их мнимым теплом, они охотнее скоблят чесотку жалких
130