Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
дай мне высказаться и не перебивай меня своими воскли-
цаниями.
— Говори, что хочешь, — отвечал тот, — я не боюсь,
что ты разубедишь меня в том, что я вижу и чем почти
овладел.
— Если бы, — сказал первый, — ты не отклонился
уже от защищаемого тобой порядка, то ты не приписал
бы Богу (чтобы выразиться помягче) такого нерадения.
Ибо что можно сказать более нечестивого, чем то, что
даже зло входит в порядок? Ведь Бог, несомненно, любит
порядок.
— Действительно, любит. Порядок от Него истекает и
Им же держится. А что о таком возвышенном предмете
можно было бы сказать более подходящее, подумай, пожа-
луйста, об этом сам. Я же в данное время не в состоянии
тебя учить.
— Зачем думать? — возразил Тригеций, — я просто
беру твои слова и довольс^твуюсь тем, что в них понимаю.
Ведь ты сказал, что и зло входит в порядок, а самый
порядок истекает от всевышнего Бога, Который и любит
его. Из этого следует, что и зло происходит от всевышнего
Бога и, значит, Бог любит зло.
Это заключение заставило меня волноваться за Лицен-
ция. Но он, продолжая выражать сожаление о трудности
подыскать нужные и точные слова и заботясь вовсе не о
том, что следует отвечать, а о том, как выразить то, что
он намерен отвечать, сказал:
— Бог зла не любит, и не любит его именно потому,
что не в порядке это, чтобы Бог любил зло. Но почему
бы самое зло не могло быть в порядке, даже если Бог
его не любит? Ибо в том-то и состоит порядок зла, что
Бог его не любит. Или тебе кажется такой порядок вещей
презренным, что Бог любит добро, и в то же время любит
и самый порядок; ибо Он потому именно и любит, что
любит добро и не любит зла. А все это — принадлежность
великого порядка и божественного распоряжения, которое,
поскольку охраняет единство всего в самой противопол-
ожности, приводит к тому, что и самое зло является
необходимым. Через это, как бы некоторым образом из
126