Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/127"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
талось, сколько и чего было сделано, чтобы мы завели
речь об этом; сколько делается, чтобы мы обрели Тебя!
Ибо откуда, как не из порядка вещей, вытекает и объяс-
няется то, что мы не спали, что ты заметил этот шум,
что доискивался его причины, что не нашел причин для
такой безделицы? Подвернулась даже мышь, чтобы я,
неспавший, выдал себя. Наконец, и самая*|речь твоя, может
быть и без твоего ведома (ибо никто не властен в том,
что приходит на ум), ведется как-то так, что учит меня
сама, как я должен тебе отвечать. Согласись, ведь, если
бы сказанное нами, будь оно записано, получило бы
несколько более широкую известность, разве все эти
события не показались бы настолько значительными, что
спрошенный о них какой-нибудь прорицатель или халдей
должен был бы предсказать их гораздо ранее, чем они
случились? И если бы предсказал, разве не пришли бы
все в восхищение от его провиденья, разве не провожали
бы его с такими большими похвалами, что никто бы даже
и не решился выведать у него, для чего падает лист с
дерева или зачем докучает мышь лежащему человеку? Ибо
говорил ли кто-нибудь когда-либо из них о чем-то подоб-
ном? Вынужден ли был он предсказывать что-либо подоб-
ное обращавшимся к нему с вопросом? А, между тем,
если бы он предсказал, что имеет появиться некая неря-
довая книга, и увидел, что это необходимо случится (ибо
иначе он не мог бы и предсказывать), то все что ни
делают летающие листья в поле или ничтожнейший зверек
в доме совершенно также необходимо в порядке вещей,
как и эти письмена. Ибо последние зависят от наших
слов, которые без тех предшествующих ничтожнейших
обстоятельств не могли бы ни прийти на ум, ни быть
высказаны и переданы потомству. Поэтому пусть, пожа-
луйста, никто не спрашивает меня, почему что бывает.
Достаточно и того, что ничего не делается, ничего не
происходит без какой-либо вызвавшей это причины.
6. — Из этого следует заключить, — сказал я, — что
тебе, юноша, неизвестно, сколь часто и какие достойные
мужи выступали против предсказаний. Но так как ты,
вижу, решительно не хочешь отвечать на этот вопрос, то
124