Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
уками. Возвращенная таким образом самой себе душа
постигает, в чем состоит красота вселенной (universitatis),
правильно названной так от слова "единство'' (ab uno).
Подобная красота недоступна душе, которая обращена на
множество отдельных предметов, с жадностью гоняется за
нищетой и не знает, что ее можно избежать простым
удалением от толпы. Под толпой же я понимаю не людскую
толпу, а толпу всего, что действует на чувства. И неуди-
вительно, что душа терпит тем большую нищету, чем
большее количество старается охватить.
Как бы ни был обширен круг, в нем есть одна средняя
точка, к которой склоняется все, называемая геометрами
центром, и хотя части его окружности могут быть делимыми
бесконечно, в круге нет другой такой точки, от которой
бы все прочие находились на равном расстоянии и которая
господствовала бы над всеми, словно по некоему праву
уравнения. Выйди отсюда в какую-либо часть круга, и
потеряешь все, чем множество держится в единстве. Так
и душа, вылившись из самой себя, рассеивается в некоторой
беспредельности и истощается до полной нищеты, пос-
кольку ее природа принуждает ее во всем искать одного,
а множество находить его мешает.
Смысл сказанного мною, причину, от которой зависит
заблуждение душ, а равно и то, каким образом все сливается
в одно и является совершенным, а грехов все же следует
избегать, — все это ты, мой Зиновий, легко поймешь.
Ведь мне хорошо известны и твои природные дарования,
и твоя душа, любящая красоту всякого рода без страстной
неумеренности и нечистоты. Эта печать будущей в тебе
мудрости служит тебе во имя Божье защитой против
гибельных страстей; не бросай своего дела, увлекшись
ложными удовольствиями — ничего не может быть гнуснее
и опаснее подобной сделки.
Итак, поверь мне, ты постигнешь все, о чем шла речь
выше, если предашься научным занятиям, которые очищают
и образовывают душу, хотя бы она прежде и вовсе не
была способной воспринять семена божественной мудрости.
Каким образом все это может случиться и к какому
приведет порядку, что сулит разум учащимся и добрым,
116