Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
или только что открывшимися глазами. И очевидно, что
оно есть не что иное, как Бог, совершенство которого не
умаляется никаким перерождением. Вполне и все в Нем
совершенно, и в то же время это — всемогущий Бог. Но
пока мы только ищем, но из самого источника, из самой
— пользуясь известным выражением — полноты еще не
насыщены, мы должны признать, что меры своей еще не
достигли; и потому, хотя и пользуемся Божьею помощью,
еще не мудры и не блаженны. Итак, полная душевная
сытость, настоящая блаженная жизнь состоит в том, чтобы
благочестиво и совершенно знать, кто ведет тебя к истине,
какою истиною питаешься, через что соединяешься с
высочайшей мерой. Эти три, по устранению тщеты раз-
нообразного суеверия, являют проницательным единого
Бога и единую сущность.
При этом мать, припомнив слова, глубоко врезавшиеся
в ее память и как бы пробуждаясь в своей вере, весело
проговорила известный стих нашего первосвященника Ам-
вросия: "Призри, Троице, на молящихся!" и прибавила:
— Без всякого сомнения, блаженная жизнь — жизнь
совершенная, и стремясь к ней, мы должны наперед знать,
что можем к ней прийти только твердой верой, живой
надеждой, пламенной любовью.
— Итак, — сказал я, — соблюдение меры требует от
нас прервать на несколько дней наше пиршество. Поэтому
я возношу, по мере сил моих, благодарение высочайшему
и истинному Богу Отцу, Господу и Освободителю душ. А
затем — благодарю и вас, которые, единодушно приняв
приглашение, и меня самого осыпали многими дарами.
Ибо вы так много привнесли в нашу речь, что я не могу
не признаться, что несказанно рад моим гостям.
Когда при этом все радовались и хвалили Бога, Тригеций
сказал:
— Как бы мне хотелось вкушать такое ежедневно!
— Во всем, — ответил я, — должно сохранять и
любить меру, а особенно, если вы стремитесь всей душою
к Богу.
После этих слов, так как состязание было окончено,
мы разошлись.
ИЗ