Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
души людей неумеренных и несчастных думают снискать
себе радости и могущества. Напротив, сокращается он в
нечестности, страхе, печали, жадности и ином подобном,
в чем и несчастные полагают людское несчастье. Но когда
он созерцает обретенную истину, когда, пользуясь выра-
жением сего отрока, держится ее, и, не волнуемый никакою
тщетой, перестает обращаться к лживости статуй, груз
которых ниспровергается силою Божией, тогда он не боится
неумеренности, никакой скудости, никакого несчастья.
Итак, всякий кто имеет свою меру, т. е. мудрость, блажен.
Какая же мудрость должна быть названа мудростью,
если не мудрость Божья? По свидетельству же божествен-
ному мы знаем, что Сын Божий есть не что иное, как
Премудрость Божья (1 Кор. I, 24), а сей Сын Божий есть
воистину Бог. Поэтому всякий, имеющий Бога, блажен,
—. положение, с которым мы согласились уже прежде,
когда приступили к этому нашему пиршеству. Но что
такое, по мнению вашему, мудрость, если не истина? Ибо
и это сказано: "Аз есмь истина" (Иоан. XIV, 6). Истина
же, чтобы быть истиною, получает бытие от некоей
высочайшей меры, от которой она происходит и к которой,
совершенная, возвращается. Для самой же высочайшей
меры не полагается уже никакой другой меры; ибо если
высочайшая мера измеряется высочайшею мерою, то изме-
ряется сама собою. Но необходимо, чтобы высочайшая
мера была и мерою истинной, чтобы, как истина рождается
от меры, так и мера познавалась истиной. Кто таков Сын
Божий? Сказано: Истина. Кто Он, как не высшая мера?
Итак, кто приходит к высшей мере через истину, тот
блажен. А это значит — иметь Бога в душе, т. е.
услаждаться Богом. Все же остальное, хотя и от Бога, но
без Бога.
Наконец, из самого источника истины исходит некое
увещание, побуждающее нас памятовать о Боге, искать
Его и страстно, без всякой брезгливости, жаждать Его.
Это озарение нашим внутренним очам исходит от оного
таинственного солнца. Все истинное, что мы говорим, от
Него, даже в том случае, когда мы еще боимся смело
пользоваться и смотреть на все своими или нездоровыми,
112