Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
— Есть некоторая близость, — заметил я, — ибо
бедность и скудость обыкновенно принимаются за одно
и то же. Однако, следует найти другое слово, чтобы лучшая
сторона не оставалась с одним именем — "богатство",
тогда как сторона, представленная бедностью и скудностью,
обиловала определяющими словами. Ибо нечего не может
быть нелепее, чем скудость слова на той именно стороне,
которая противоположна скудости.
— Если слово "полнота" применимо, — сказал Лицен-
ций, — то оно кажется мне прямо противоположным
скудости.
— Может быть после, — сказал я, — мы потолкуем
о слове обстоятельнее. Но при изыскании истины не об
этом должно стараться. Хотя Саллюстий, весьма раз-
борчивый в словах, скудости противополагает достаточ-
ность, однако я противополагаю ей полноту. Но в нас-
тоящем случае мы будем страшиться грамматиков; иначе
пришлось бы бояться за небрежное употребление слов
наказания от тех, которые оставили нам для употребления
свои имущества.
Когда все засмеялись при этих словах, я добавил:
— Так как я положил себе не пренебрегать, когда вы
бываете углублены в Бога, вашими умами, как некоторого
рода оракулами, то приглашаю вас обратить внимание на
то, что означает это наименование — "полнота", ибо
думаю, ничего нет более сообразного с истиной. Итак,
полнота и скудость противоположны друг другу; и здесь,
подобно тому, как в распутстве и воздержанности, являются
те же представления о бытии и не-бытии. И если скудость
есть сама глупость, то полнота будет мудростью. Не без
основания многие и воздержанность называли матерью
всех добродетелей. Согласно с ними и Туллий в одной
народной речи говорит: "Пусть всякий понимает, как
хочет; по моему мнению, воздержность, т. е. умеренность
и равновесие, есть величайшая добродетель". И это уже
вполне учено. Ибо он при этом имел в виду плод, т. е.
то, что мы называем существующим, в противоположность
не существующему. Но по причине простонародного образа
выражения, на котором воздержанность называется бе-
110