Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/112"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
решена ли уже поставленная нами задача. Между нами
оставалось сомнение насчет того, скудость ли мы имеем
в виду, когда говорим о несчастьи. Между тем, нами
приведено основание, по которому глупость правильно
называется скудостью. Итак, поскольку всякий глупый есть
человек несчастный, а всякий несчастный есть человек
глупый, то необходимо признать, что не только всякий
нуждающий несчастен, но и что всякий несчастный есть
человек нуждающийся. Но ес^и из того, что всякий глупый
— несчастен, а всякий несчастный — глуп, выводится
заключение, что глупость есть несчастье, то почему бы и
из того, что всякий несчастный нуждается, не вывести
нам заключение, что несчастье есть не что иное, как
скудость?
Когда все согласились с этим, я сказал:
— Теперь нам следует рассмотреть, кто не терпит
скудости, ибо тот будет мудрым и блаженным. Скудость
же есть глупость, и именем скудости обыкновенно обоз-
начается некоторого рода бесплодие и недостаток. Вник-
ните, пожалуйста, поглубже в то, с какой тщательностью
древние люди составляли все или, как это очевидно,
некоторые слова, в особенности для таких предметов,
знание коих наиболее необходимо. Вы согласились, что
всякий глупый человек нуждается, а всякий, кто нуждается,
глуп; думаю, что вы согласны и с тем, что глупый дух
есть дух порочный и что все пороки духа заключаются в
одном названии — "глупость". В первый день нашего
состязания мы сказали, что распутство названо так потому,
что оно представляет собою нечто отрицательное и что
противоположная ему воздержанность получила свое имя
от плода. В этих двух противоположностях, т. е. в воз-
держанности и распутстве, выступают особенно явно бытие
и не-бытие. Что же теперь сочтем мы противоположным
той скудости, о которой идет речь у нас?
Когда остальные несколько замешкались с ответом,
Тригеций сказал:
— Я назвал бы богатство; но вижу, что ему противопо-
ложна бедность.