Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
бы не лишиться известных даров фортуны, а потому, что
был глуп. Отсюда следует: он был бы еще несчастнее,
если бы нисколько не боялся за эти столь случайные и
колеблющиеся вещи, которые он считал благами. В таком
случае он был бы более беспечным не вследствие душевного
мужества, а вследствие умственной летаргии, несчаст-
ливцем, погруженным в глубочайшую глупость. Но если
всякий, лишенный мудрости, терпит великую скудость, а
всякий, обладающий мудростью, не нуждается ни в чем,
то само собою следует, что глупость есть скудость. И как
всякий глупец есть человек несчастный, так и всякий
несчастный — глупец. Итак неоспоримо, что как всякая
скудость — несчастье, так и всякое несчастье — скудость.
Когда Тригеций сказал, что он не совсем понимает
заключение, я спросил его:
— В чем согласны мы в отношении этого довода?
— В том, — отвечал он, — что тот нуждается, кто
не имеет мудрости.
— Что значит нуждаться?
— Не иметь мудрости.
— Что значит, — спросил я, — не иметь мудрости?
Не значит ли это иметь глупость?
— Да, — отвечал он.
— Следовательно, иметь скудость — не что иное, как
иметь глупость. Впрочем, я не знаю, как можно сказать:
"он имеет скудость" или "он имеет глупость". Это что-то
вроде того, как если бы о каком-нибудь лишенном свете
месте мы бы сказали, что оно имеет темноту, что означает
не что иное, как то, что оно не имеет света. Ибо быть
темным значит не то, что тьма как бы приходила или
уходила, а значит быть лишенным света подобно тому,
как быть лишенным одежды значит то же, что быть нагим.
Ибо с приближением одежды нагота не бежит, как какой-
нибудь движущийся предмет. Таким образом, скудость есть
название не-имения, не-обладания. Поэтому, чтобы выра-
зить, насколько это возможно, свою мысль, говорится:
"он имеет скудость", т. е. как бы: "он имеет не-имение".
Итак, если доказано, что глупость представляет собою
самую подлинную и несомненную скудость, то смотри, не
108