Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
приятен и, так сказать, возбудит аппетит. Посылаю тебе
запись состязаний, которые вели между собой Тригеций
и Лиценций. Ибо и первого юношу, насколько привлекла
было к себе служба, суля ему якобы освобождение от
скуки учения, настолько же возвратила нам пламенным и
неустанным ревнителем великих и почтенных знаний.
Итак, спустя несколько дней после того, как мы стали
жить в деревне, когда, располагая и воодушевляя их к
занятиям, я увидел их даже более, чем надеялся, готовыми
к этим занятиям и страстно к ним стремящимися, то и
захотелось мне испытать, что они могут в своем возрасте,
тем более, что "Гортензий" Цицерона, казалось, уже в
значительной мере ознакомил их с философией. Наняв
писаря, дабы труд наш не был развеян по ветру, я не
позволил ничему погибнуть. В этой книге ты прочтешь о
том, насколько спорилось наше дело и каковы их суждения,
равно и каковы мнения мои и Алипия.
КНИГА ПЕРВАЯ
Состязание первое
2. Итак, когда по моему приглашению мы, как только
представился удобный случай, сошлись все вместе, я сказал:
— Сомневаетесь ли вы в том, что нам должно знать
истину?
— Нисколько, — отвечал Тригеций, а остальные зна-
ками выразили ему свое одобрение.
— А если, — говорю, — мы можем быть блаженными
и не познав истины: считаете ли вы познание истины
необходимым?
На это Алипий сказал:
— Я полагаю, что мне удобней быть судьей в этом
вопросе. Мне предстоит еще долгий путь в город, а потому
меня следует освободить от обязанности принять ту или
другую сторону, поскольку функцию судьи я могу передать
кому бы то ни было легче, чем обязанность защитника
8