Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
тот, с которым не случается ничего помимо его воли?
Ведь он не может желать того, что, на его взгляд, не
может осуществиться. Он желает несомненного, т. е., когда
делает что-нибудь, делает не иначе, как по некоторому
предписанию добродетели и божественному закону муд-
рости, каковых он не может быть лишен никоим образом.
А теперь обратите внимание на то, всякий ли несчастный
нуждается. Согласиться с этим мнением мешает то обсто-
ятельство, что многие обставлены великим изобилием
случайных вещей, которые делают для них все легким и
доступным: по их мановению является все, чего только
потребует прихоть. Но представим себе кого-нибудь такого,
каким, по словам Туллия, был Орат. Кто скажет, что Орат
находился в нужде — он-то, человек богатый и изнежен-
ный, у которого не было недостатка ни в удовольствии,
ни в добром и неиспорченном здоровьи? Было у него,
сколько душе угодно, и доходнейших поместий, и прият-
нейших друзей, и всем этим пользовался он вполне
сообразно с телесным здоровьем, короче говоря — всякое
намерение и всякое желание его сопровождались счаст-
ливым успехом. Разве что кто-нибудь из вас скажет, что
он хотел бы иметь больше, чем имел. Этого мы не знаем.
Но для нас в данном случае достаточно предположить,
что он не желал более того, что имел. Представляется ли
вам, что он нуждался?
— Я могу согласиться, — отвечал Лиценций, — что
он ничего не желал, хотя и не знаю, как это допустить
в человеке недалеком, однако уверен, что будучи, как
говорится, человеком здравого смысла, он боялся, как бы
не лишиться ему всего этого в одно несчастное мгновенье.
Ибо и ему должно было быть очевидно, что все такое,
как бы оно ни было велико, зависит от случая.
— Ты, Лиценций, — сказал я смеясь, — видишь
препятствие для этого человека к блаженной жизни в его
здравом смысле. Поскольку, чем проницательнее он был,
тем лучше видел, что всего этого может лишиться; этот
страх сокрушал его, и он достаточно оправдывал народную
поговорку, что лукавый человек искренен в отношении к
своей беде.
106