Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Этого, разумеется, он не стал отрицать.
— Следует ли из этого, что всякий, кто не похоронен
год тому назад или более — жив?
— Не следует.
— Значит, и из того, что всякий нуждающийся не-
счастен, отнюдь не следует, что всякий не нуждающийся
блажен; хотя между несчастным и блаженным, как между
живым и мертвым, не может быть найдено ничего среднего.
Некоторые из них поняли это не сразу, но лишь после
того, как в выражениях, по возможности ясных и простых,
я привел дополнительные разъяснения и примеры. Затем
я сказал:
— Итак, никто не сомневается, что всякий, кто нуж-
дается, несчастен. То, что есть нечто необходимое для
тела даже самого мудрого мудреца, это не может вызвать
у вас возражения, ибо в этом нуждается не сам дух, в
котором полагается блаженная жизнь. Он совершенен, а
совершенный не нуждается ни в чем; но если есть то,
что является необходимым для тела, он пользуется им,
если нет, недостаток в том не сокрушает его. Ибо всякий
мудрый — силен, а всякий сильный не боится ничего.
Поэтому мудрый не боится ни телесной смерти, ни бо-
лезней, для лечения или избежания которых необходимо
то, в чем может у него оказаться недостаток. Но он,
впрочем, не перестает пользоваться этим надлежащим
образом, если оно у него есть. Ибо весьма верно известное
изречение Теренция: "Глупо допускать то, чего можешь
избежать". Поэтому, насколько возможно и прилично, он
будет избегать смерти и болезни, а если бы не избежал,
то был бы несчастен не потому, что это с ним случилось,
но потому, что не хотел избежать их, когда избежать мог,
что, безусловно, глупо. Итак, не избегая этого, он будет
несчастным не вследствие перенесения подобных напастей,
а вследствие глупости. Если же он не в состоянии избежать
их, хотя и старается прилежно и приличным образом, то,
обрушиваясь на него, они не делают его несчастным. Ибо
не менее истинно и другое изречение того же комедиографа:
'Так как то, чего желаешь, дело невозможное, то желай
того, что возможно". Каким образом будет несчастным
105