Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Когда все сказали, что принимают приглашение с
полнейшей готовностью, мы встали.
Глава IV
Состязание третье ,
На третий день нашего состязания утренние тучи,
загонявшие нас в бани, развеялись, и в послеобеденное
время наступила ясная и теплая погода. Мы решили
спуститься на ближайший лужок, и когда нашли удобное
место и расселись, продолжили прерванный накануне дис-
пут.
— Почти на все, — сказал я, — на что я хотел
своими вопросами добиться вашего согласия, я согласие
получил. Поэтому ныне осталось совсем немногое, на что,
как думаю, мне необходимо получить ваш ответ. Мать
сказала, что несчастье есть не что иное, как нужда; и мы
согласились, что все нуждающиеся суть несчастны. Но все
ли несчастные нуждаются — это осталось одним из
вопросов, разрешить который вчера мы не смогли. Между
тем, если разум докажет, что это так, то можно считать,
что мы нашли ответ на вопрос, кто блажен; ибо таковым
будет тот, кто не нуждается. Потому что всякий, кто не
несчастный — блажен. Следовательно, блажен тот, кто не
имеет нужды, если, конечно, будет доказано, что нужда
и есть самое несчастье.
— А почему бы, — сказал Тригеций, — из той
очевидной истины, что всякий нуждающийся несчастен,
нельзя вывести заключения, что всякий не нуждающийся
блажен? Ведь, помнится мне, мы согласились, что между
несчастным и блаженным нет ничего среднего.
— А не находишь ли ты чего-нибудь среднего между
живым и мертвым? Не всякий ли человек — или живой,
или мертвый?
— Признаюсь, — отвечал он, — что и здесь нет
ничего среднего. Но к чему этот вопрос?
— А к тому, — сказал я, — что ты, думаю, признаешь
и то, что всякий, кто уже год, как похоронен, мертв.
104