Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
— Разумеется.
— А не благодетельствует ли Бог того человека, который
его ищет?
— Благодетельствует.
— Значит, — говорю, — кто ищет Бога, к тому Бог
милостив, а всякий, к кому Бог милостив, блажен. Сле-
довательно, блаженным будет и тот, кто ищет. А кто ищет,
тот еще не имеет того, чего желает. Следовательно, бла-
женным будет и тот, кто не имеет того, чего желает.
— Мне, — возразила мать, — отнюдь не кажется
блаженным тот, кто не имеет, чего желает.
— В таком- случае, — заметил я, — не всякий тот
блажен, к кому Бог милостив.
— Если, — сказала она, — этого требует разум, я не
могу отрицать.
— Итак, — заключил я, — получается такое разделение:
всякий, кто уже обрел Бога и к кому Бог милостив, тот
потому и блажен; тот же, кто ищет Бога, к тому Бог
милостив, но он еще не блажен; а тот, кто отдаляется от
Бога пороками и грехами, тот не только не блажен, но
и Бог к нему не милостив.
Когда все с этим согласились, я сказал:
— Все это хорошо, только я опасаюсь, как бы не
поколебало вас то, в чем мы уже согласились раньше, а
именно: что тот несчастен, кто не блажен. Из этого будет
следовать, что и тот человек несчастен, который считает
Бога милостивым к себе, потому что такового, пока он
ищет Бога, мы еще не назвали блаженным. Разве что,
подражая Туллию, который называет господ, владеющих
многими поместьями на земле, богачами, мы людей, обла-
дающих всяческими добродетелями, станем звать бедня-
ками! Но обратите внимание: в такой ли мере верно, что
всякий несчастный нуждается, как верно то, что всякий
нуждающийся несчастен? Ибо в таком случае будет истин-
ным и то, что несчастье есть не что иное, как нужда —
мнение, которое я, как вам могло показаться, одобрил,
когда оно было высказано. Но сегодня рассуждать об этом
мы не будем, а потому я прошу вас не побрезговать
собраться к этому столу и завтра.
103